Укрaинe нeoбxoдимo увeличить дoлю туризмa в структурe вaлoвoгo внутрeннeгo прoдуктa. Oриeнтирoм дoлжeн стaть мирoвoй пoкaзaтeль, сoглaснo кoтoрoму туризм зaнимaeт 10% в структурe ВВП. И кaчeствeннo и быстрo нaрaстить учaстиe туризмa в рaзвитии экoнoмики Укрaины впoлнe рeaльнo. Для этoгo нaдo пoдключить к прoцeссу местные власти, в чьих руках находятся рычаги стимулирования инвестиций, которые следует направить в том числе и на развитие туротрасли. Процессу должна поспособствовать и внедряемая государством политика децентрализации. Как сообщают украинские информагентства, такие тезисы недавно озвучил премьер-министр Украины Владимир Гройсман. И, пожалуй, не случайно, что сделал он это именно во время Инвестиционного форума Киева.
Всё сказанное, безусловно, заслуживает внимания. Хотя бы потому, что первые лица страны не так уж часто обращают внимание на туристический потенциал Украины. Но самое интересное заключается в том, насколько реально, что всё вышесказанное не останется только словами?
Для начала не вполне понятно, о каком именно туризме сказал премьер. Если о внутреннем и въездном, то очевидно, что здесь непочатый край работы. Взять хотя бы плохое состояние подавляющего большинства дорог, малое количество аэропортов, в большинстве своём недотягивающая до мирового уровня отельная инфраструктура. Не говоря уже о продолжающихся военных действиях на востоке. Всё это сдерживает инкаминг. Что же касается внутреннего туризма, то здесь мощным тормозом его развития являются высокие цены, зачастую при отсутствии адекватного сервиса. Это даже породило расхожее выражение, смысл которого сводится к тому, что украинцы предпочитают отдыхать в Турции или в Египте, потому что Украина им не по карману.
Очевидно, что прежде всего работать надо над созданием доступного и конкурентоспособного украинского турпродукта. А это вряд ли возможно без детенизации бизнеса и преодоления кризисных явлений в экономике. Само по себе не получится, и одного лишь факта создания государственной стратегии развития туризма вкупе с национальной программой лояльности для туристов будет мало. Нужен чёткий пошаговый план, который должен реализовываться под контролем государства и с привлечением специалистов из туротрасли, знакомых со всеми нюансами. Надо также быть готовым к тому, что быстро превратить украинские курорты и города в мекку для туризма не получится. Даже при грамотном подходе на это могут уйти годы, а то и десятилетия.
Не надо также забывать о выездном туризме, который тоже полезен государству. Хотя бы в плане налоговых отчислений в бюджет. По мнению специалистов, здесь тоже давно напрашиваются радикальные изменения. Для начала — изменение стандартов. Упомянутая премьером децентрализация и отсутствие сколько-нибудь заметного участия со стороны государства привели к тому, что в отрасль пришло большое количество дилетантов, дискредитирующих туротрасль в глазах потребителей. Старожилам рынка становится всё тяжелее работать в новых условиях и конкурировать со «скидочниками». В результате всё чаще раздаются голоса в поддержку идеи введения финансового или какого-либо другого порога входа в турбизнес (как минимум профильное образование или наличие среди сотрудников тех, кто имеет опыт работы в туризме). Не идёт на пользу туротрасли также система финансовых гарантий, которые на деле никому ничего не гарантируют. Механизм компенсаций потребителям за неоказанные туруслуги в случае сбоя в работе туроператора или его банкротства остаётся нежизнеспособным. Очевидно, что закон Украины «О туризме» нуждается в ряде изменений.
В идеале упорядочивание системы работы турагентств и туроператоров и выведение их из тени позволит структурировать рынок и очистить его от случайных элементов. А вот вопрос, как это сделать — под контролем государства или силами саморегулирующихся профильных организаций — пока остаётся открытым. Но то, что изменения давно назрели — бесспорно. И раз уж правительство в очередной раз обратило внимание на использование потенциал туризма, очень важно именно сейчас донести до первых лиц весь спектр проблем, без решения которых ничего не получится.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Подан новый судебный иск против МАУ
На рынке въездного туризма значительное оживление
МАУ полетит по шести новым маршрутам
Команда Мастер тура