Кoгдa aрxeoлoги oбнaружили туннeль пoд «мeстoм рoждeния бoгoв» в Мeксикe, oни мoгли тoлькo мeчтaть o бoгaтствax, кoтoрыe oни oбнaружaт. Тeпeрь eгo чудeсa — oт дрaгoцeнныx глaз дo oжeрeлий чeлoвeчeскиx зубoв — oткрывaются миру
В 2003 гoду туннeль был oбнaружeн пoд пирaмидoй Пeрнaтoгo змeя в руинax Тeoтиуaкaн (Teotihuacan), дрeвнeгo гoрoдa в Мeксикe. Былo oбнaружeнo, чтo в тeчeниe 1800 лeт oтпeчaтaнный прoxoд сoдeржит тысячи нeoбыкнoвeнныx сoкрoвищ, лeжaщиx имeннo тaм, гдe они сначала были помещены как ритуальные жертвы богам. Предметы, из которых были обнаружены зеленые крокодиловые зубы, кристаллы, сформированные в глаза, и скульптуры ягуаров, готовые наброситься. Еще более примечательным был миниатюрный горный ландшафт, 17 метров под землей, с крошечными лужами жидкой ртути, представляющими озера. Было обнаружено, что стенки туннеля были тщательно пропитаны порошкообразным пиритом или дуракским золотом, чтобы дать эффект в свете огня под галактикой звезд.
Археологический объект, расположенный недалеко от Мехико, является одним из крупнейших и наиболее важных в мире, который посещают миллионы посетителей каждый год. Это было самое захватывающее событие на протяжении десятилетий, и значимость этих новых открытий изучается на крупной выставке, открывшейся в этом месяце в музее Young Museum в Сан-Франциско.
Теотиуакан долгое время был местом тайн. Это был самый густонаселенный город в Америке почти 2000 лет назад, но мало что известно о его языке, правителях или об обстоятельствах его краха примерно в 550 году. Его название, которое означает «место рождения богов», было дано гораздо позже ацтеками, которые с должным почтением относились к развалинам — включая монументальные пирамиды Солнца и Луны и величественную Авеню мертвых.
Многие вопросы остаются без ответа, но вновь открывшийся туннель привел к более глубокому пониманию дизайна и мифологии Теотиуакана, который был священным местом, а также шумным мегаполисом. Выставка De Young, а также демонстрация произведений из многочисленных коллекций, предлагает последние теории о тайнах, которые все еще окружают ее.
В туннеле повлиял мексиканский археолог Серхио Гомес Чавес, который после нескольких дней сильного дождя заметил, что у подножия пирамиды Пернатого змея открылась пробка — опасная для туристов. Он поднес факел, но мог видеть только темноту, поэтому привязал веревку вокруг своей талии и спустился с рабочими в отверстие, где обнаружил цилиндрический вал.
Как он вспоминает, резкое зловоние, которое было почти невыносимо, но внизу он заглянул через щель в щебне, чтобы увидеть подземный проход, очевидно, старинное сооружение. Работа шла осторожно: до начала его команда использовала робота с видеокамерой, чтобы исследовать туннель, который оказался таким же длинным, как футбольное поле, проходящее под соседней большой площадью, а также пирамидой. «Мы были поражены тем, что никто не видел в течение как минимум 1500 лет», — говорит Гомес Чавес в каталоге выставки. На одном конце прохода расположены три камеры, содержащие богатства, достойные квеста Индианы Джонса.
Огромные Пирамиды Солнца и Луны отличаются от древних Египтов, а скорее являются храмами, а не гробницами. Они соединены Улицей Мертвых как часть городской сетки, всей картины, ориентированной на движение солнца. В самом дизайне города есть идея о том, что он является «местом рождения богов» — где , как полагали, началась вселеная. Водяные знаки вдоль проспекта Гомеса Чавеса доказали, что огромная площадь над ним была специально затоплена, чтобы создать своеобразное первозданное море, а пирамиды — как метафорические горы, выходящие из воды, как в начале времен. Тысячи людей стали свидетелями церемоний, воссоздающих миф о создании.
Жители города вместе с людьми из подобных цивилизаций полагали, что вселенная имеет три уровня, связанные осью: небесным планом, земным планом и подземным миром, который в Библии описывается, как огняное место наказания, то здесь с озерами и горами — это означало богатство и возрождение, а также смерть.
Самое замечательное, что в конце отрывка команда Гомеса Чавеса обнаружила четыре зеленых статуи, которые являются изюминкой выставки. Они были одеты в одежду из бисера, а их открытые глаза светяться минералами. Двое все еще находились на своих первоначальных позициях, откидываясь назад и, очевидно, глядя на ось, где встречаются три плоскости Вселенной: это основополагающие шаманы Теотиуакана, которые направляли паломников в священное место. Они носили пучки священных предметов, используемых для выполнения магии, в том числе подвески и зеркала пирита, которые рассматривались как порталы в другое царство.
На выставке представлены другие крупные открытия Теотиуакана за последние несколько десятилетий. Сейчас считается, что около площади проводили суд над жителями. В 1980-х годах в пирамиде пернатых змей были обнаружены свидетельства человеческих жертвоприношений. Считается, что там погибло более 100 воинов, стоящих на коленях, связаных руками за спиной. Многие носили ожерелья из раковин, вырезанных, чтобы выглядеть как человеческие зубы; некоторые из них были сделаны из настоящих зубов. В другой пирамиде обнаружены обильные останки животных жертвоприношений, в том числе волки, гремучие змеи, беркуты и пумы.
Фасад Пернатого Змея был спроектирован как страшный, с внушительной резьбой по камню воинственной рептилии с головным убором (подобно богу ацтеков Кецалькоатля). Ритуалы, происходящие на платформе храма, такие как жертвоприношения, произвели бы впечатление на массы, толпившиеся внизу — возможно, они внушали страх, но также породили общую религиозную чувствительность, способ приведения сплоченности в большой многонациональный город.
В пределах недавно очищенного туннеля было найдено огромное количество обломков Грозного Бога. Узнав его глаза, клыки и капли крови, он был связан с водой и плодовитостью, а также огнем, молнией и разрушением. Бог бури был владельцем священных вод подземного мира. В галереи поместили его рядом с Богом Старого Огня, пожилой фигурой, которая сидит скрестив ноги и несет жаровню поверх своей головы. С ними — доброжелательная Водная Богиня и Бог Кукурузы, предмет знаменитых каменных масок, которые символизировали жизнеспособную силу урожая.
Жители Теотиуакана пройдут тысячи квадратных футов ярких иллюстрированных поверхностей: на этом месте отмечаются фрески. На выставке есть тонкие картины цветущих деревьев и, менее деликатно, изображение двух койотов, потрошающих оленя. Животные повсюду в визуальном мире Теотиуакан — и люди часто сливаются с существами. Одна яркая роспись представляет собой антропоморфную кошку, одетую в головной убор и ожерелье с оболочкой. Другой фрагмент, с улицы Мертвых, является зверем странных мифологических гибридов.
Группы иммигрантов из разных районов Мезоамерики занимали различные кварталы: таким образом, развитие Теотиуакана напоминало развитие таких современных городов, как Лондон или Нью-Йорк.
Выставка заканчивается мраморной фигурой из элитного жилого района. Челюсти на руках и ногах предполагают, что он был привязан веревками к столбу, в отголоске ритуала, в котором высокопоставленный военный пленник был лишен. Но особое значение стоящей фигуры заключается в ее связи с кончиной Теотиуакана: она была собрана из более чем 160 фрагментов, искалеченных долотами; фрагменты были повреждены огнем. Предполагают, что город згорел в пожаре, который разрушил город в шестом веке. Кто был ответственным и почему это было сделано? Это неопределенно: как сказал Мэтью Робб, куратор шоу, Теотиуакан имеет много интерпретаций, и тем самым привлекает интересн к многим и новым тайнам.
ВконтактеFacebookTwitterGoogle+Одноклассники
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ