На велосипеде по Европе: как киевлянин путешествовал полтора месяца и потратил всего 400 евро

Бюджeтныe путeшeствия приoбрeтaют в Укрaинe всe бoльшую пoпулярнoсть – вeдь xoчeтся и мир пoсмoтрeть, и в дoлги нe влeзть. A с пoлучeниeм бeзвизa пoeздкa в Eврoпу стaлa бoлee дoступнoй. К тoму жe, eсли oтдaть прeдпoчтeниe трaнспoрту, нeтрaдициoннoму для бoльшиx пeрeeздoв – путeшeствиe, к тoму жe, пoлучится oсoбeнным.

Нa дняx киeвлянин Aлeксaндр Бoгaчeнкo-Мишeвский вeрнулся в стoлицу пoслe длитeльнoгo путeшeствия. Вeлoaктивист прoexaл нa вeлoсипeдe пo Eврoпe oкoлo 2270 килoмeтрoв, пoтрaтив зa пoлтoрa мeсяцa… всeгo 400 eврo.

Фoтo: Aлeксaндр Бoгaчeнкo-Мишeвский

- Вooбщe, идeя пoexaть чeрeз чaсть Eврoпы нa вeлoсипeдe пoявилaсь eщe тoгдa, кoгдa o бeзвизe дaжe рeчь нe шлa – три или чeтырe гoдa нaзaд. Тoгдa xoтeл пoexaть в Грeцию пoзднeй oсeнью, нo тaк и нe выбрaлся. A кoгдa бeзвиз ужe стaл рeaльным, гoд нaзaд я сoздaл стрaницу в Facebook «Бeзвизoвoe вeлoпутeшeствиe». И нaчaл сoбирaться, – рaсскaзывaeт Сaшa. – Я плaнирoвaл снaчaлa, чтo пoeду в Пoртугaлию – из Киeвa в Лиссaбoн, или из Львoвa, или Ужгoрoдa. Пoтoм пoдумaл: этo чeтырe тысячи килoмeтрoв, всe рaсскaзывaют, чтo тaм oчeнь жaркo в этo врeмя, в Испaнии и Пoртугaлии +40 грaдусoв. И рeшил: прeждe всeгo, для пeрвoгo бoльшoгo вeлoпутeшeствия надо что-то меньшее выбрать. Тогда я остановился на Амстердаме, городе велосипедистов, о котором я много слышал.

Фото: Александр Богаченко-Мишевский

- Как происходило пересечение границы?

- По моему опыту и многих моих знакомых, которые были в Европе, ни у кого почти ничего не требовали, вопрос простые – куда едете, сколько у вас денег, на сколько дней. У меня тоже это спрашивали, и не везу ли алкоголь и сигареты. Я сказал честно: собираюсь быть в Словакии семь дней. Я не сказал, что поеду дальше, потому что, вероятно, возникли бы вопросы к деньгам. А так без проблем.

За день путешественник проезжал на велосипеде до 120 километров, а следующий пункт назначения выбирал, ориентируясь на месте. «У меня был только приблизительный маршрут, я никогда не придумываю ничего заранее. Мне так комфортнее – я еду как-то так, или как-то иначе. Затем уже по факту решаю. Импровизация в пределах общего направления», – рассказывает Александр.

Маршрут путешествия: Ужгород – Кошице – Попрад – Жилина – Острава – Оломоуц – Брно – Прага – Карловы Вары – Байройт – Бамберг – Франкфурт-на-Майне – Бонн – Льеж – Маастрихт – Эйндховен – Роттердам – Гаага – Харлем – Амстердам

Кликните по карте для увеличения

В прошлом у путешественника был опыт странствий автостопом. Такие поездки тоже приятны для бюджета, но велосипед дает больше независимости, говорит Саша.

- Когда ты автостопщик – ты все-таки зависишь от того, кто тебе попадется, куда тебя довезут. А здесь ты «самоходный» и сам все определяешь: куда хочешь – туда едешь. Ну и скорость передвижения: на велосипеде едешь медленнее и больше обращаешь внимание на мелкие детали.

Фото: Александр Богаченко-Мишевский

Велосипеды в Европе: отдельные дороги и протесты

В Европе для путешествия на велосипеде есть все необходимое: специальные дороги для двухколесников и необычная для украинских велосипедистов вежливость со стороны водителей автомобилей.

Фото: Александр Богаченко-Мишевский

- Там можно абсолютно безопасно путешествовать на велосипеде везде. Например, в таких странах, как Нидерланды, где одна из лучших велоинфраструктур, вдоль любой трассы ты можешь проехать по отдельной дороге – между городами демонтируют старые железнодорожные пути, которые не используются, и на их месте создают велодороги. Много таких в Германии и Нидерландах, в Чехии тоже есть. У больших дорог веломагистраль отделена отбойниками. Правда, по ней имеют право передвигаться и маленькие мопеды. Иногда они тебя обгоняют, но ни одной опасной ситуации не было.

Фото: Александр Богаченко-Мишевский

Большую часть дороги можно проехать по велодорожкам, если не считать Словакию и немного Чехии. Но чем ближе к Праге – уже все проложено. Но я не всегда ими пользовался, потому что иногда это далеко не самый короткий путь. Зато он приятный, всегда отделен от автомобилей.

- Как в Европе складываются отношения между автомобилистами и велосипедистами?

- Ситуация кардинально отличается от Украины. Если дорога узкая – ты слышишь, что за тобой машина едет, притормаживает, едет неспешно к месту, где поворот или дорога расширяется, тогда только объезжает с большой дистанцией. Большинство водителей так делают. Западные европейцы жаловались на словацких водителей, но даже от них я не замечал невежливого отношения. Ни разу меня не подрезали, а сигналили только один раз, я даже удивился, потому что от этого за время путешествия отвык, это была нестандартная ситуация. В Нидерландах вообще с ними не пересекаешься, в Чехии иногда приходится ехать по автомобильной дороге, но понятно, что там все едут медленно, никто тебя не обгоняет и не подрезает.

Между тем, европейские велосипедисты довольны не всем и периодически устраивают протесты.

- В Германии я участвовал в «критической массе» – это такое движение, которое существует во всем мире, когда велосипедисты собираются и ездят большой группой, держат всю дорогу и никого не пропускают. Их девиз – мы не блокируем трафик, мы и есть трафик. Мы такие же участники дорожного движения и с нами надо считаться.

- И много народу собирается на такие акции?

- В Бонне было около 300 человек. Оказалось, что они недовольны тем, что в некоторых местах нет велодорожек, они считают это опасным. По сравнению с Киевом, где их всего несколько… Кстати, во Львове я удивился, что когда приехал на автостанцию за городом, там оказалась велодорожка, которая вела почти в центр. Львов по этому показателю уже обгоняет Киев.

Фото: Александр Богаченко-Мишевский

- Правила дорожного движения велосипедисты соблюдают?

- В Европе многие нарушают. Велосипедисты – самые привилегированные в этом плане люди. В Германии и Нидерландах я заметил, что нарушают как только можно – на красный свет проезжают, вылезают на соседнюю полосу, по тротуарам ездят там, где это запрещено, ездят по дорогам, где одностороннее движение, в противоположном направлении. Полиция на это, в основном, не обращает внимания. В Нидерландах немного строже, говорили, что могут оштрафовать за отсутствие фар и маячков на 50 евро. К велосипедистам на дорогах – наименьшие требования. Возможно, это сознательная стратегия города, чтобы ограничить присутствие автомобилей.

Фото: Александр Богаченко-Мишевский

Особенности путешествия: деньги и архитектура – не главное

- Какая из стран была наиболее комфортной во время путешествия?

- Нидерланды, Германия и Чехия. Немного неудобной была Бельгия, на контрасте между Германией и Нидерландами – и там, и там, велоструктура хорошая, а в Бельгии она хуже, и дороги, как в Украине – с ямами. Нет такого порядка, мусора больше. Неприятные моменты больше связаны с моими собственными упущениями, когда заранее не нашел место ночевки. У меня далеко не везде были «вписки», их не было иногда по несколько дней, у меня все разряжалось, и это было не комфортно.

Фото: Александр Богаченко-Мишевский

- Где оставался дольше всего?

- В Праге, был там два дня. Я планировал один полный, но на следующий день был ливень, поэтому еще остался, как раз сходил в музей канализации, это стоило около 12 евро. Очень крутое место, бывшие очистные сооружения, плаваешь на пароме по бывшему канализационному каналу. В Бонне полный день, во Франкфурте тоже. Еще день сидел в палатке у озера в Словакии, общался с местными.

Фото: Александр Богаченко-Мишевский

- Какой из городов больше всего запомнился?

- Все абсолютно разные. Я и люблю города, и одновременно не люблю. Больше люблю быть на природе. Но когда попадаю в город, я стараюсь найти что-то такое, что запомнилось бы. Есть много одинакового – центральные площади, костел красивый, ратуша, магистраты. Но в целом, можно увидеть что-то уникальное. Иногда это удается – во Франкфурте, Праге, Гааге.

Фото: Александр Богаченко-Мишевский

Между тем, по мнению Александра, главное в таких путешествиях – атмосфера стран, а не архитектурные прелести.

- Не стоит тратить много времени на туристические места. Чем дольше ты путешествуешь, особенно если это за один раз, ощущения и впечатления сбиваются в голове, особенно если это «стандартные» – «вау, какой красивый собор», «вау, какой красивый дом», к концу этого «вау-эффекта» больше нет, ты на них не обращаешь внимания. Через год ты не вспомнишь, чем собор в городе Хеб в Чехии отличался от собора во Франкфурте в Германии. И что там внутри было. Поэтому стоит «гоняться» за более изысканными впечатлениями, обращать внимание на определенные моменты. Например, как какой-то дедушка вышел на берег канала в Амстердаме и начал что-то напевать. И искать яркие впечатления – посмотреть на город с высоты, пообедать на интересной обзорной точке. Например, поразила в Амстердаме современная архитектура, там все новейшее.

Фото: Александр Богаченко-Мишевский

Бюджет в путешествии: как сэкономить на еде и ночевках

- Сколько денег потратил во время путешествия?

- 400 евро за полтора месяца. Это за все – и возвращение обратно на автобусе, и ремонт велосипеда, которой обошелся мне в 60 евро, и еда. За деньги трижды ночевал в кемпингах и один раз в хостеле (за все – около 37 евро), когда надо было зарядить все – power-банки, телефон, фотоаппарат. Платных ночевок было только четыре, остальные бесплатные. Еду в супермаркетах покупал, ел сыр и колбасу, бутерброды, супы быстрого приготовления.

Фото: Александр Богаченко-Мишевский

Расходы за границей не сильно отличаются от домашних, говорит Саша.

- Если страна дороже – ты ориентируешься на это, говоришь себе «ой, как дорого!» И включаешь режим экономии. Если страна не очень дорогая – режим экономии «выключается». В результате приходишь к цифре, которая более или менее похожа на ту, что в Украине. Когда-то у меня было 10 долларов в сутки, сейчас получается немного меньше. Больше всего денег, как ни странно, уходило в Чехии, хотя это и не самая дорогая страна. 20 крон – это почти 25 гривен, но думаешь: это один к одному. Поэтому, меньше экономишь на еде, покрышку еще менял. Более 100 евро я там потратил. Затем в Германии посмотрел, что деньги слишком быстро уходят, и я существенно уменьшил расходы. Получилось так, что там была возможность жить у людей, если ты у кого-то живешь, то ужином и завтраком, как правило, кормят.

Фото: Александр Богаченко-Мишевский

- Не боялись «вписывать» незнакомца?

- Когда я писал запросы о путешествии велосипедиста из Украины, я думаю, что некоторые люди, одинокие девушки, например, отвечали – у нас другие планы, извини, мы не можем. Возможно, опасались. Но были люди, которые положительно реагировали – ок, можешь приезжать. Познакомился с дедушкой из Нидерландов, ему 72 года, они с женой трижды были в Украине, на велосипеде здесь ездили. Были в Рахове, Киеве, Харькове, Одессе. В Иркутск доезжали на велосипеде! Я спрашивал, были ли проблемы, говорят – нет, никаких. Очень много видел открытых людей, такой фигни в головах, как у многих в Украине, в Европе просто нет. Вообще, ощущение, что люди там счастливее.

Фото: Александр Богаченко-Мишевский

- Кроме «вписок», где в Европе можно бесплатно переночевать?

- В Германии и Нидерландах запрещено ставить палатки везде, кроме тех мест, где это разрешено. В Нидерландах это – официальный кемпинг, есть пару десятков специальных точек, где стоит значок, что можно ставить палатку. Если его нет – значит, запрещено. В Германии можно только в официальных кемпингах. Вообще, в Европе нет полицейских порядков, никто за тобой следить не будет, если ты ничего противозаконного не делаешь – никто полицию не вызывает. Если ты хочешь переночевать – можно где угодно, если это не частная территория, где владелец за тобой следит. Находишь лес, готовишь себе поесть, ждешь, когда становится темно, ставишь палатку и ложишься спать. Утром на рассвете встаешь, собираешь вещи, готовишь завтрак. Просто так ночевать не запрещено. Тихо пришел, тихо ушел. Многие из европейцев-туристов тоже так делают.

Фото: Александр Богаченко-Мишевский

Лучше всего ночевать за пределами города, там меньше шума. В самом городе можно ночевать где-то в парке, под навесом, но не с палаткой, потому что с ней тебя, скорее всего, выгонят. Надо учитывать, что в больших городах тебя могут обокрасть. А в маленьком городке никакого криминала не будет. В Нидерландах один раз ночевал под мостом через канал. Все было безопасно.

Фото: Александр Богаченко-Мишевский

Путешествие на полтора месяца: что брать с собой

В длительных путешествиях на велосипеде деньги – не главное, говорит Саша. А вот средствами для зарядки гаджетов стоит запастись.

- Можно путешествовать с большим бюджетом, меньшим или без денег. С большим бюджетом поездка становится более комфортной, у каждого свои потребности. Обязательно нужно взять с собой переходники для зарядок, желательно иметь отдельный туристический gps, как прибор для походов. Они работают на стандартных пальчиковых батарейках. Их ты можешь купить в любом магазине, или взять с собой аккумуляторы. Заряжался на «вписке», у меня было два power-банка, за ночь они заряжались полностью. Если не было «вписок», когда я ночевал в платных кепмингах – там можно тоже зарядиться. Иногда они за это берут дополнительные деньги.

Также нет смысла везти с собой много запчастей для велосипеда, в Европе они стоят не намного дороже, чем в Украине. Так, на ремонт велосипеда Александр потратил около 60 евро, заменив заднее колесо и покрышку.

- Стоит брать только самое необходимое – цепь, вкладки для камер, смазку, насос, инструменты, пару спиц. Элементарные какие-то вещи стоит научиться делать самому – отрегулировать тормоза, заклеить покрышку, например. Это приходится во время поездок делать часто. Желательно провести полный техосмотр велосипеда. И предупредить в мастерской, что ты хочешь проехать несколько тысяч километров – они посоветуют, что взять.

«Лучшая компания – ты сам»

- Не страшно самому путешествовать?

- Страшнее выйти с кем-то из друзей или с девушкой вечером, по спальному району пройтись в Киеве. Я не знаю, чего можно бояться, путешествуя по Европе. Чем больше люди довольны жизнью, тем уровень агрессии меньше – я не видел там агрессивных или несчастных людей. Хотя, я обратил внимание: на дорогах они не сигналят друг другу, но как-то один парень «бибикал», стоя в пробке за девушкой. Я прислушался – в его машине звучала русская музыка. Видел воров на вокзале в Амстердаме, тоже русскоязычных, которые обсуждали, как воровать в Нидерландах и кто из них где сидел. Но я не знаю, можно ли было от них чего-то плохого ожидать, потому что везде люди, не та ситуация, может, если бы встретил их в темной подворотне… В большом городе можно встретить криминал, это надо учитывать всегда, когда ты по темной улице идешь, где никого нет.

Фото: Александр Богаченко-Мишевский

На природе дикие звери больше боятся людей, чем люди их. Еду надо на ночь прятать подальше, потому что мыши или еще какие-то животные могут ее съесть. Мыши мне банку с кофе пытались прогрызть, шуршали рядом с палаткой, когда я спал в лесу. А катаклизмов или пиратов бояться смешно.

- Как все же интереснее путешествовать – самому или с компанией?

- Это зависит от компании. С незнакомыми людьми могут возникнуть конфликтные ситуации, возможно, вы друг от друга чего-то не ожидаете. Если есть пара – конечно, будет комфортно путешествовать с девушкой или парнем. Но не факт, что после этого ваши отношения сохранятся. Таких историй, понятно, много.

- Путешествие – это все же серьезный «тест-драйв» для отношений…

- Ну да. Бывают ситуации, когда не совсем комфортно, надо что-то решать. Можно путешествовать с друзьями, или даже со случайными попутчиками, но когда путешествуешь долго – лучше это делать самому, или с проверенными людьми. Ну и чтобы вырваться в путешествие на несколько месяцев, нужно, чтобы у человека не было работы, потому что это слишком длинный отпуск. То есть, в таком формате наиболее реалистично – самому, не надо этого бояться.

Фото: Александр Богаченко-Мишевский

- Уже планируешь следующее большое европейское путешествие?

- Я решил: в этом году я поеду в Амстердам, и если все будет в порядке, то в следующем году – на автобусе или самолете с велосипедом в Амстердам, а оттуда – в Лиссабон. Если все будет хорошо, то в следующем году я продолжу маршрут безвизовой поездки.

Жизнь для меня – это путешествие, я не чувствую почти никакого удовольствия от того, что я делал в Киеве, сидя в офисе. Пожалуй, стоит пересмотреть свою деятельность для заработков, потому что путешествия – это то, что мне нравится. Не надо заставлять себя сидеть в офисе, потому что через полгода я все равно уволюсь, мне все надоест.

Советы: как перевозить велосипед в самолетах, поездах и автобусах

У разных компаний есть собственные правила. Когда покупаешь билет, надо сначала прочитать багажную политику, связаться с call-центром и все уточнить. Обычно, если это не лоукост, твое багажное место ограничено только килограммами. Ты упаковываешь велосипед в коробку так, чтобы ничего не поломалось и не разбилось. Если это лоукост – скорее всего, придется доплатить за транспортировку «спортивного снаряжения».

Так же и с автобусами, некоторые имеют сзади крепления для велосипеда – я таким ехал из Нидерландов в Прагу. Но я велосипед упаковал полностью и сдал в багаж, так как в Праге у меня должна была быть пересадка. Если нет крепления для велосипеда, можно его полностью разобрать и сдать в багаж. Иногда нужно обращаться к перевозчику и регистрировать его.

Фото: Александр Богаченко-Мишевский

В поездах иногда есть специальные вагоны, в которых велосипед можно перевозить. Можно найти вариант перевозки велосипеда всегда. Но не у всех перевозчиков.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.