Aжиoтaж, вызвaнный «бeзвизoм» и oжидaниями приxoдa нa нaш рынoк бюджeтныx aвиaкoмпaний, стиxaeт. Нo вoзмoжнoстeй для пeрeмeщeния пo свeту у нaс стaлo бoльшe, и этoт фaкт нeoспoрим. A знaчит, чaщe будут вoзникaть и кoнфликтныe ситуaции, связaнныe с нeзнaниeм прaвил пaссaжирскиx aвиaпeрeвoзoк, нaпримeр, вызвaнныx oпoздaниeм нa свoй aвиaрeйс.
O тoм, кaк избeжaть пoдoбныx эксцeссoв и чтo нeoбxoдимo знaть пaссaжиру (нeзaвисимo oт тoгo, услугaми кaкoй aвиaкoмпaнии oн пoльзуeтся), рeдaкции рассказал известный путешественник и авиаблогер Александр Чебан. Наш собеседник считает, что рассказ о подводных камнях особенно актуален для тех, кто летает редко и не накопил нужного опыта.
О ТЕРМИНАХ: ОЧЕРЕДЬ НА ВЗЛЕТ И КОЛОДКИ
Термин «время вылета» в авиабилете означает не время взлета как таковое, а момент, когда закрываются двери самолета. Если говорить совсем строго — это «расчетное время разблокировки тормозных колодок». Поскольку это действие пассажир не видит, то нагляднее все-таки ориентироваться именно на закрытие дверей, как на ближайший по времени ориентир.
Последующее «время руления» и «ожидание в очереди на взлет» в аэропортах вылета и прилета уже учтено в расписании рейса. Поэтому даже если есть подозрение, что опоздаете на пересадку, не волнуйтесь: скорее всего, прилетите вовремя. И еще, самолет — не поезд. Он не «нагонит время за ночь». В гражданской авиации все продумано и просчитано с учетом загрузки аэропортов. Так, зимнее и летнее расписание рейсов корректируется с учетом погодных условий и увеличения времени руления, антиобледенительных процедур в аэропортах и т. д.
ВОЗМОЖНЫЕ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ
«САМОЛЕТ ЕЩЕ НЕ УЛЕТЕЛ!». Для рядового пассажира абсолютно неочевидно, почему злой агент у выхода на посадку не желает его пропустить, ведь к лайнеру еще присоединен телетрап, или можно ведь отправить его еще одним автобусом в самолет!
Да, самолет сплошь и рядом виден буквально за стеклом. Но уже закрыты двери, и начались предполетные операции. Кроме того, в аэропортах не предусмотрены дополнительные автобусы, чтобы подвозить недисциплинированных пассажиров.
«МЕНЯ ПОДОЖДУТ, У МЕНЯ БАГАЖ СДАН». Существует неукоснительно исполняющееся правило: если пассажира снимают с рейса, его багаж подлежит выгрузке. Поэтому если процедуры посадки закрыты, а вы, даже со сданным багажом, умудрились опоздать — вам откажут в посадке, а ваш багаж выгрузят, пусть даже это повлечет дополнительную задержку вылета. Случаи, когда такого пассажира ожидали, скорее из области мифов.
ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ ПОСАДКИ
У разных авиакомпаний и в разных аэропортах трактовка понятия «время начала посадки» может несколько отличаться. Обычно посадка начинается за 60—30 мин. до времени вылета (помните: это момент закрытия дверей лайнера). Важно знать: это время обязательно (!) указывается в посадочном талоне. О нем же напоминает агент на стойке регистрации. Пассажир обязан быть именно к этому времени у выхода на посадку.
Время же окончания посадки устанавливается перевозчиком (!). Оно не может заканчиваться ранее, чем за 10 мин. до времени вылета (это выдержка из правил ГАСУ — Госавиаслужбы Украины). В других странах и аэропортах время окончания посадки может варьироваться. И наконец, важный нюанс: если ко времени окончания посадки у выхода собралась очередь — агент не закроет посадку до тех пор, пока все пассажиры не пройдут в автобус или по телетрапу в самолет.
Опоздание на рейс — всегда стресс
ТАБЛО: ВРЕМЯ, РЕЙС, НАПРАВЛЕНИЕ
Итак, правило №1 для пассажира: быть у выхода на посадку ко времени, указанному в посадочном талоне. При этом нужно оказаться не только в нужное время, но и в нужном месте. А выход (он же гейт), указанный в посадочном талоне, может иногда измениться. Для того чтобы контролировать ситуацию, нужно поглядывать на информационные мониторы и прислушиваться к объявлениям по громкой связи. Особенно тщательно за этим нужно следить в крупных стыковочных аэропортах, где время выхода на посадку и гейты меняются довольно часто.
Особенно важно обращать внимание, чтобы нужное вам время, рейс и направление совпадали. Дело в том, что многие рейсы выполняются совместно с другими перевозчиками и могут иметь несколько номеров, которые меняются на табло. Вот пример из собственной практики: несмотря на огромный опыт перелетов, недавно я пробежался в противоположные концы огромного аэропорта в Цюрихе только потому, что в одно и то же время, с точностью до минут, имел место вылет в нужный город у двух разных авиакомпаний! А я как раз не обратил внимание на номер рейса.
На заметку. Новички должны учесть: в крупных аэропортах расстояния между гейтами огромные
ВНИМАНИЕ: ЖДАТЬ ВАС НИКТО НЕ БУДЕТ
Расписание и его соблюдение — это основа слаженной работы всего организма гражданской авиации. Это пассажиру кажется, что 5—10 минут роли не играют. Но для авиакомпании именно вылет по расписанию означает попадание в свой слот (согласованный временной интервал именно для этого рейса) в аэропорту вылета и прилета. Выпадение из слота в загруженных крупных аэропортах приводит к серьезным сбоям в расписании и финансовые потери из-за дополнительного наземного обслуживания. Кроме того, вместе с вами наверняка летят те, у кого есть стыковочный рейс в аэропорту прилета. И если из-за вас рейс задержат — то они рискуют пропустить стыковку.
Наконец, у самолета, в котором вы летите, в расписании есть следующий рейс (возможно, спустя всего 30—40 минут). И он тоже должен быть выполнен по расписанию! Почему задержка из-за вашего опоздания должна влиять на последующее расписание?! Многие аэропорты в Европе работают до 22:00—23:00, а значит — ваше опоздание и задержка рейса может вообще привести к его отмене.
ИСКЛЮЧЕНИЯ: ЧУДЕСА ИНОГДА СЛУЧАЮТСЯ
Да, бывают ситуации, когда опоздавшего таки ожидают у выхода на посадку. Ни одна авиакомпания не заинтересована в том, чтобы услуга не была оказана. Так, всегда максимально содействуют транзитным пассажирам, опаздывающим на свои рейсы: их встречают у трапа с предыдущего рейса и везут на следующий, минуя терминал. В крупных стыковочных аэропортах есть услуга фаст-трек (экспресс прохождение аэропортовых формальностей в сопровождении представителя компании) — не забывайте о такой возможности.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
- Путешествие с комфортом: какие дополнительные сервисы должны предоставлять украинцам в самолетах, поездах и автобусах
Если пассажир летит последним поздним вечерним рейсом из крупного аэропорта, а самолет будет «ночевать» в аэропорту назначения — возможно, авиакомпания примет решение подождать пассажиров, опаздывающих с предыдущих рейсов. Даже командир может принять решение ждать пассажиров после окончания посадки, если позволяют все другие факторы. Но, опять же, все это лишь приятные исключения.
Но в путешествиях со стыковками нужно всегда быть готовым к неприятным сюрпризам. Как-то в Торонто я хоть и успел на стыковочный рейс, но у выхода на посадку узнал: система меня сняла автоматически из-за опоздания предыдущего рейса. Так что мне было отказано в посадке.
ВСЕ-ТАКИ ОПОЗДАЛИ
Если неприятность таки произошла, алгоритм действий должен быть следующий:
заранее разберитесь в условиях вашего тарифа. Там указывается возможность возврата средств (полного или частичного) или перебронирования.
Немедленно обратитесь на стойку авиакомпании. Это особенно важно в случае, если маршрут состоит из нескольких этапов и пропущен первый или промежуточный сегмент в билете. Ведь все последующие будут аннулированы в большинстве тарифов (особенно дешевых). Иными словами, билет попросту «сгорит», и добравшись в пункт назначения по новому билету, вы потом не вернетесь назад по имеющемуся. Поэтому крайне важно решить этот вопрос сразу после факта опоздания, на месте. Возможно, придется заплатить штраф (40—100 евро) за неявку на рейс — т. н. no show. Это также зависит от условий вашего тарифа, но предотвратит проблемы с возвратом.