В стрaнe рaзгaр сeзoнa oтпускoв — дo oсeни oстaлся всeгo мeсяц, и укрaинцы всe aктивнee плaнируют oтдыx и думaют нaд тeм, кaк кoмфoртнee всeгo дoбрaться дo выбрaннoгo курoртa. A путeшeствиe, кaк известно, удовольствие непредсказуемое, и спланировать поездку идеально удается чрезвычайно редко.
В дороге всякое случается — например, пассажир может заскучать (особенно, когда любимый гаджет разрядился), или перед посадкой сумке оторвали ручку — нужен срочный ремонт. В таких случаях на помощь приходят «невидимые» услуги для пассажиров, которые входят в стоимость билета и предоставляются в поездке бесплатно. Как правило, с перечнем дополнительных бесплатных услуг можно ознакомиться на сайтах перевозчиков.
«Сегодня» узнала, на что могут рассчитывать пассажиры, которые путешествуют автобусом, поездом или самолетом.
ПОЕЗД: ХОЛОДИЛЬНИК И РЕМНИ
Все знают, что в поездах выдают постельное белье и пакетированный чай в знаменитых стаканах с подстаканниками. Но кроме этого пассажирам железной дороги полагается еще ряд бесплатных, но не очень очевидных услуг.
Например, в конце поездки можно не собирать свою постель — это прямая обязанность проводника. А беременным дамам, пожилым людям и инвалидам проводники постель обязаны и застелить. Чтобы время в поезде прошло незаметно, пассажиры могут попросить для временного использования настольные игры — в наличии бывают шашки, шахматы, нарды и домино.
Также в вагонах можно бесплатно пить кипяченую воду, пользоваться столовыми приборами (даже если чай не оплачен), холодильником и микроволновкой (должны быть в купе проводника), швейными принадлежностями и аптечкой. Кроме того, если ваша полка верхняя, можно требовать ремни безопасности. А еще проводник должен по первой же просьбе угомонить шумных соседей.
САМОЛЕТ: ПЛЕД И ТАБЛЕТКИ
Перелет считается самим по себе путешествием с повышенной комфортностью, потому пассажирам самолетов не приходится рассчитывать на большое количество бесплатных опций. Цена авиабилета обычно включает бесплатные напитки (вода, чай, кофе, сок), а вот все остальное напрямую зависит от авиакомпании, класса и длительности полета.
«В стоимость билета в бизнес-класс, а также экономкласса дальнемагистрального рейса, входит питание (иногда даже двухразовое), а также другие бесплатные опции — пледы, напитки, иногда алкоголь», — рассказал нам директор Центра развития туризма Украины Владимир Царук.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
- Самолет Путина вывозил из Хельсинки ящики с элитным алкоголем – финские СМИ
Тем не менее даже на местных рейсах можно заказать питание за дополнительную плату, а вот пледы и подушки могут предоставить бесплатно.
«Если у нас на борту есть в наличии одеяла или лишняя порция еды, мы обязательно предоставим их клиенту бесплатно — вне зависимости от класса», — поделилась с нами сотрудница одной из авиакомпаний. Кроме того, в самолетах бесплатно помогут с бинтами, антисептическими средствами и таблетками от головной боли.
АВТОБУС: ОСТАНОВКИ НА ЗАКАЗ
В автобусах, как и в самолетах, сервис отличается в зависимости от длительности рейса и внутренних правил автобусной компании. Тем не менее любой пассажир имеет право получить детальную информацию о маршруте автобуса, а также о количестве и длительности остановок — они должны быть через каждые четыре часа. Кроме того, в случае необходимости пассажир может требовать остановку и раньше.
На международных рейсах в транспорте обязательно должна быть бесплатная вода — и горячая, и холодная, а пассажиры могут просить чай или кофе в любых количествах. В таких автобусах также должен быть постоянно открытый биотуалет, а пассажиры вполне могут просить стюарда включить/выключить кондиционер или погасить общий свет. Бесплатная аптечка, пледы, а иногда и наушники тоже полагаются.