В aпрeлe 2014-гo, кoгдa дoллaр брaл всe нoвыe высoты, турoпeрaтoры внутрeннeгo туризмa выскaзывaли мнeниe, чтo тeпeрь-тo пoйдут в рaзвитиe нeдooцeнeнныe укрaинскиe крaсoты! И прeждe всeгo курoртный бизнeс, мoл, oсвoит Джaрылгaч (вблизи Скaдoвскa), Ягoрлыцкий зaлив и Кинбурнскую кoсу (уxoдящий в мoрe крaй Никoлaeвскoй oблaсти), гдe рaнee нe ступaлa нoгa мaссoвoгo туристa. Мeстa эти — дeйствитeльнo скaзoчныe. Вoт тoлькo дo кoмфoртныx для пoсeщeния рeкрeaциoнныx зoн и туристичeскиx oбъeктoв им eщe дaлeкo — xoтя с тex пoр, кaк пoдoрoжaл зaгрaничный oтдыx, прoшлo ужe дoбрыx три oтпускныx сeзoнa.
Мы нa личнoм oпытe прoвeрили, кaк труднa дoрoгa нa кoсу: к сoжaлeнию, любитeлям бeззaбoтнoгo oтдыxa «всe включeнo» oнa явнo нe пo плeчу. A тeм, ктo рeшaeт сoкрaтить мaршрут и пeрeплыть лимaн — eщe и нeбeзoпaснa.
ТРУДНЫE ПУТИ: КAТEРA-НEЛEГAЛЫ И РAКEТA
Мaршрут, которым предстоит ехать на косу, отбивает охоту на ней побывать. Сначала — поездом до Николаева или Херсона, затем — автобусом Николаев — Очаков, а оттуда — катером, отходящим от частного причала (расписание нужно уточнять по номеру, который ищут в интернете)… Раз или два в сутки из Херсона (расписание тоже за семью печатями) отправляется автобус. Он трясется по жутким колдобинам 5 часов до косы, а там людей пересаживают в переделанный в пассажирский транспорт вездеход-«Урал», коим доставляют по песчаному бездорожью к селу Покровка. Согласитесь: не такой представляют себе дорогу люди, которые едут отдыхать.
С 1 июля николаевская судоходная компания «Нибулон» запустила на Кинбурн корабль-ракету из Херсона и Николаева (утром туда, вечером обратно). «Это существенно упрощает логистику — ракета ведь идет всего 1,5 часа из Николаева. Вот только расписание плохо стыкуется с прибывающими из Киева поездами: его продумывали не под туриста, а для местных жителей», — говорит начальник управления по вопросам молодежи и туризма Николаевской ОГА Александр Максименко. Причем уже 6 июля, например, желающие покинуть косу напрасно ожидали ракету на берегу: она сломалась и не пришла.
На баркас. У каждого — торбы c необходимым
15 ЧАСОВ В ДОРОГЕ. Мы пробирались на Кинбурн как все, без личного внедорожника: поездом Киев — Николаев, затем — 1,5 часа в автобусе на Очаков. Там от частного причала 333Л трижды в сутки отправляются катера на косу (пассажирский причал не отремонтирован, ракеты «Нибулона» не заходят). До причала — час пешком или 70 грн на такси. По пути нам советовали запастись провиантом: на косе все дорого. Позже стало ясно, что так делают все: в томящейся очереди на баркас стояли люди с баклажками воды, консервами, трехдневным запасом хлеба и даже вязанками дров. Многие ехали в кемпинги и просто дикарями, причем не в первый раз.
«Антимоскитную сетку и репелленты не забыли? Иначе не выживете: там комары, а магазин — с минимальным набором товаров», — спрашивал соседей опытный дикарь с удочкой из Первомайска. «Природа — чудо! Если ехать только ради нее и на полном самообеспечении, тогда можно. Сервиса там нет», — говорила бабушка, прилетевшая, по ее словам, сюда к родным из Казахстана.
На семи ветрах. На судне одна защита — дождевик
НА КОСЕ. Баркас идет 45 минут, окатывая спины пассажиров брызгами. На берегу джипы, мотоциклы с колясками и ГАЗ встречают своих отдыхающих и потенциальных клиентов. Переехать на ту сторону косы, из Покровского в Покровку, стоит 600 грн, а перейти пару километров пешком в месте высадки от лимана к морскому берегу (здесь коса кончается, совсем узко) можно быстро и бесплатно. Луга — цветущее разнотравье, над головой кружат упитанные чайки и бакланы, в тени пасутся коровы…
Встреча. Трижды в день пассажиров ждет спецтранспорт
Морской берег встречает сердитыми зелеными волнами — сильный ветер разбушевал море и пригнал к суше зеленую тину. Но это не мешает ценителям уединения наслаждаться косой. Они загорают под натянутой на колья сеткой, добывают со дна рапаны и мидии, освежаются в прибрежном баре. Песочек — мелкий и белоснежный, вдоль берега — кемпинг за кемпингом, где народ сушит стирку и курит кальян в тенечке. Время от времени встречаются горки зловонных выпотрошенных ракушек — у кого-то на обед сегодня мидии. Ну и много мусора — не все считают нужным уносить с собой пластик и жестянки, а урн, понятное дело, нет.
«Вот, возьмите для шелухи из семечек», — спешит вручить пакетик бармен покупателю пива в кафе. Заведение — единственный островок цивилизации, где строго следят за чистотой: тут и бачки для мусора, и выгребной туалет.
Кемпинги. Типичная форма отдыха на косе
ДОПЛАТА ЗА ЭКСКЛЮЗИВ. Бабульки на автовокзале в Очакове мечтают сдать комнату «хотя бы за 80 в сутки», а на косе ночевка в частном секторе — минимум 150 грн. «В Очакове, и даже Николаеве молочные коктейли — 15—20, здесь — 35. Пиво — под 30 за 0,5 л, шоколадка — 35 грн», — поражается отдыхающий Павел.
«Срочно понадобились товары женской гигиены — доставать пришлось через магазин: заказала, они как-то доправили, аптек на косе ведь нет! И наварили они на этом почти вдвое от цены», — вспоминает Людмила, приехавшая отдыхать на Кинбурн с дочкой и мамой.
Что поделать — активный сезон на косе короток, всего месяца 2, поясняет сотрудник здешнего бара, а доставляются товары тем же нелегким путем, что и люди. При нас катер выгрузил добрую тонну добра: упаковки с напитками, вязанки кукурузы, булочки для бургеров, баллоны с газом и даже холодильники. Хозяйка заказа вручила капитану толстую пачку купюр.
Оплот цивилизации. Кафе кормит, поит и убирает
«Но молоко, например, дешевле заказывать из города, чем брать у местных селян, — тут литр 20 грн», — делится бармен.
Воду на косе добывают из глубоких скважин, рассказывает местный житель Василий Линько, а для бесперебойного электроснабжения многие прикупили электрогенераторы. «Пока на косе стояло, условно говоря, 5 хат, одного трансформатора хватало. А теперь, когда землю стали активно паевать и поселки расширились, напряжения не хватает», — объясняет он. Дефицит энергоресурсов заставил кинбурнцев шагать в ногу со временем: на крышах многих домов — солнечные коллекторы-водонагреватели. Да и большинство домиков уже не хибары, а солидные кирпичные новострои, многие — с расчетом на гостей. С одним беда: медпомощи на косе не дождешься.
«Есть одна медсестра, к ней домой ходят. Если что серьезное, скорая помощь не доедет, выручают соседи и таксисты с внедорожниками», — пожимает плечами Василий.
При всем этом жители косы вертятся, как умеют: на огородиках, вымощенных из привозного грунта, выращивают клубнику, едва ли не в каждом дворе — будки-киоски с окошками на улицу: торгуют беляшами-варениками. Пирожок — от 20 грн.
«Мальдивы». Природа — дивная, но условия — как у Робинзона
КСТАТИ. На каких основаниях работает баркас — неясно: билетов на проезд не дают, за безопасность пассажиров не отвечают. «Эти суда работают полулегально, знаю, что часто ходят с перегрузами, — признает заместитель городского головы Очакова Алексей Васьков. — Зарегистрированы как частные предприниматели, почему не дают билетов — не знаю. Лиман — это уже территория района, причалы только отправляют-принимают суда. Наша задача — следить, чтобы вовремя платили за землю».
По-простому. Туалет и душ, как в походе, на лоне природы
ТРЕНД СЕЗОНА: С ДОРОГИХ — НА ДИКИЕ
Когда заграничные курорты стали кусаться, люди поехали туда, где их готовы были принять, говорит Ярослав Козак, руководитель клуба экотуризма «Добре поїхали»: в Карпаты, где теперь летом не найти свободных номеров, в Затоку, и на Арабатскую стрелку.
«Это большие регионы с так или иначе организованной инфраструктурой, которая развивается. Новые объекты растут как грибы, и цены зашкаливают — отдых на Черноморье за 50 грн в сутки канул в Лету, на Арабатке номер за 1000 грн в сутки — уже норма, — рассказывает он. — А вот остров Джарылгач, как и косу, туристическими объектами я бы не называл: это малозаселенные территории, охраняемые законом».
Местное население с таким утверждением не совсем согласно: на туристах хотят зарабатывать все. Так, по словам Александра Максименко, спрос на отдых на Кинбурне возрастает прямо на глазах: в прошлом году она приняла на порядок больше людей, чем в предыдущие, а для жителей Николаевской области и вовсе стала туристической Меккой.
«Статистику предоставить трудно, судим по косвенным признакам. Знаем, что все больше местных зарабатывает приемом гостей в усадьбах сельского зеленого туризма, но данные по отдыхающим они нам не дают», — объясняет чиновник.
ВНЕ СТАТИСТИКИ. Сегодня в интернете легко можно найти выходы не менее чем на десяток баз отдыха на Кинбурнской косе, не говоря уже о частном секторе. Но официально работают всего пара, и с ними сотрудничает «Турбюро Ткачевой» — одно из немногих агентств, продающих туры в заповедный рай.
«С тех пор, как отпал Крым, о Кинбурне спрашивают все чаще. Даже среди моих знакомых немало тех, кто едет на косу вместо Коблево, куда тоже хлынули толпы отдыхающих. Да и в целом люди стали больше ездить и по Николаевской, и Херсонской областям», — делится наблюдениями менеджер турбюро Карина.
Правда, пока не видно, чтобы власти вкладывали в «товарный вид» побережья: базы из кожи вон лезут, продвигая свои сайты, улучшая условия и обустраивая территории (бассейны, отпугиватели комаров). Но пробиться к ним, как и раньше, проблема.
«Трансфер к месту проживания пока никто не организовывает, даже агентства! Максимум — базы предлагают перевозку к пляжам, до которых тоже еще поди доберись. Это уже включено в стоимость проживания, а она здесь достигает 600—870 грн за номер», — объясняет Карина.
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ. Кинбурн — песчаная коса, класть тут асфальт никто не станет. Но, по сути, к ней даже подъезда нормального нет. «Дороги — это бич здешних мест! — говорит опытный гид Козак. «
Варианты ремонта дорог прорабатываются. Сложность в том, что частично они относятся к соседней Херсонщине», — объясняет Максименко. Лежать долго под сукном проекты ремонта не должны бы — ведь, по словам начальника управления по вопросам туризма, косе никуда не деться от статуса курорта. Так, Национальный природный парк «Белобережье Святослава», который ведает Кинбурном, сам уже определил площадки для развития рекреационных услуг и планирует провести конкурс, на котором эти территории будут искать инвесторов.
Требования к этим зонам отдыха жесткие, и все же поле для творчества широко: сегодня, по словам Карины, на косе можно найти максимум кафе и ресторанчик. Но кто знает, не появится ли там завтра условный аквапарк.
Для гостей. Новострои и солнечные аккумуляторы-водонагреватели
ВТОРАЯ СТОРОНА: МУСОР И ПТЕНЦЫ
Александр Максименко считает, что необходимо продумать фестивали и прочие интересные туристу мероприятия на косе. Но признает: нагрузка на экологию уникальной полоски суши растет, и охрана природы — под угрозой.
«Этот сезон, в котором коса примет еще больше людей, станет для сотрудников парка испытанием. Набирает обороты джипинг, разрушающий песчаную почву, возникла проблема мусора, — описывает ситуацию чиновник. — Местным уже приходится ломать голову, куда его девать, мы собираем совещания по этому поводу. Вывоз мусора и канализация — проблемные темы для специфического Кинбурна (свалок нет и быть не может, вывозить — сложно и дорого), а наплыв народу положение усугубляет».
Чтобы противостоять любителям джип-туров на косе, по словам Ярослава Козака, активисты доходили до Министерства экологии: ралли опасны для мелкой живности и птиц, гнездящихся на песке, и вообще мало вяжутся с охраной природы.
«Часть парка — заповедная зона, часть — под контролируемой рекреацией. Баланс между человеком и природой очень хрупок. Разработаны специальные туристические тропы-маршруты, и лучше бы от них не отклоняться, — объясняет знаток экомаршрутов по Украине. — Во время цветения орхидей сюда даже специально приезжают волонтеры: охранять крупнейшее в Европе орхидное поле (60 га)».
Антропогенная нагрузка для природного парка рассчитывается по сложной формуле (включает площадь, количество людей и корректирующие коэффициенты), лимит посетителей превышать нельзя. Джарылгач, по словам Козака, пока не страдает: отдыхающие базируются в Скадовске, на остров прибывают только прогуляться и вечером покидают. А вот Кинбурн, заселенный людьми, где появляются все новые базы и пассажирские рейсы, всех желающих может и не вместить.
«Это чудное место, но не для массового туризма, — уверен Козак. — Фишка косы как раз в отдаленности и нелюдимости. Здесь хорошо созерцать закаты и дельфинов, фотографировать лебедей. Если настроить тут аквапарков — коса пропадет. Лучше бы оставить ее для интеллектуального туризма». Выглядит так, что даже если утрясут все проблемы, коса все равно останется недешевым местом отдыха для избранных.
Беда №1. После гостей — горы мусора. Куда его девать, власти решают
СЛАВНЫЙ КИНБУРН
Коса — это 40-километровый участок суши площадью около 200 га, образовавшийся между Ягорлыцким заливом Черного моря и Днепро-Бугским лиманом. Из развлечений — играющие в воде дельфины, розовые пеликаны, чайки, белые лебеди-шипуны и аисты на трех сотнях озерец (самые крупные — Круглое, Долгое, Бабино), рыбалка, охота и сбор грибов.
В XV веке на косе возвышалась турецкая крепость Кинбурн, сегодня здесь реликтовые рощи и памятник кошевому Сидору Белому, погибшему в бою против турок. Растут целебные травы, дикий виноград и папоротники, водятся краснокнижные животные и птицы, а у села Покровка в начале мая расцветают редкие для Европы дикие орхидеи.
Имеются и свои «мертвые моря» — соленые озера, лечебные грязи и глина, а также легенды о казацких походах через косу с чайками, чумацких соляных маршрутах и сокровищах скифов. Отсюда можно съездить к древнегреческому поселению Борисфен на полуострове Березань, осмотреть остатки турецкой крепости, старинный казацкий крест, и даже найти следы турецкой кампании графа Суворова.