Oтмeнa мoрaтoрия нa прoвeрки турoпeрaтoрoв, o кoтoрoй вчeрa сooбщил и Кaбмин, и Министeрствo экoнoмичeскoгo рaзвития и тoргoвли, oснoвaтeльнo вскoлыxнулa инфoрмпрoстрaнствo. Нa сaйтe Минэкoнoмики сooбщaeтся o тoм, чтo прaвитeльствoм вводятся новые критерии оценки степени рисков осуществления туроператорской деятельности. Выглядит это так: сначала оценивается, каким видом туризма занимается туроператор — выездной, въездной или внутренний, анализируется объём предоставляемых туруслуг, во внимание принимается также наличие нарушений лицензионных условий и судебные решения по гражданским искам от туристов. По итогам анализа туроператора относят к высокой, средней или низкой группе риска и выставляют оценку (от до 100 баллов). От этой оценки будет зависеть установление периодичности осуществления проверок. "Указанные изменения позволят Минэкономразвития безотлагательно принимать меры в случае выявления нарушений туроператорами лицензионных условий осуществления туроператорской деятельности и лишать недобросовестных туроператоров лицензии на ее осуществление", — подводят итог в министерстве.
На фоне событий минувшего лета, запомнившегося небывалыми перетасовками чартерных программ и массовыми задержками чартерных вылетов, такой шаг кажется правильным и логичным. Но помогут ли плановые проверки туркомпаний изменить ситуацию? Ведь как отмечают в министерстве, проверять туроператоров будут на соответствие лицензионным требованиям. То есть на предмет наличия актуального финобеспечения, вовремя сданной статистики, правильно оформленных трудовых договоров с работниками, соответствие кадровым требованиям — например, опыт работы в туризме не менее трех лет или профильное образование у 30% сотрудников и многое другое (полный перечень всех требований есть на сайте МЭРТ). Но вряд ли ревизоры будут уполномочены проверять наличие контрактинга в отелях, по которым ведет продажи туроператор. Или соответствие его чартерных аппетитов возможностям флота воздушных судов партнера-перевозчика или спросу на рынке. Не говоря уже о таком очевидном моменте, как страховка на случай невыполнения своих обязательств перед туристами. А ведь именно на этих "ступеньках" чаще всего "спотыкаются" туроператоры.
Еще один немаловажный вопрос заключается в человеческом и материальном ресурсах, которые будут выделены на проверки. Достаточно вспомнить, что в реестре субъектов туроператорской деятельности насчитывается сотни туркомпаний. Причем большинство из них по сей день числится нарушителями — у кого-то не сдана статистическая отчетность, у кого-то просрочена фингарантия, встречаются также "мертвые души" — туроператоры, де-факто давно прекратившие свою деятельность, но де-юре не закрытые и не признанные банкротами. Определить, кто их них реально работает, а кто только числится в реестре, оценить степень рисков всех субъектов — на это потребуется время. Не говоря уже о непосредственных проверках.
Наконец, дискуссионным остается и вопрос наказания. Лишить туроператора лицензии, как это грозит министерство, конечно, можно. Непонятно только, что последует дальше. Кто возьмет на себя дальнейшие обязательства по отправке туристов наказанного туроператора, по возврату тех, кто находится на отдыхе, а также по выплате компенсаций тем, кто покупал тур по раннему бронированию? Логично предположить, что такой механизм также разработан. В противном случае лишение лицензии любого активно работающего туроператора может спровоцировать еще больший коллапс на рынке.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Налоговики контролируют все банковские счета физлиц-предпринимателей
Туроператор стимулирует агентов курсом НБУ
С какими туроператорами будут дальше сотрудничать турагенты?
Команда Мастер тура