В чaртeрныx прoгрaммax турoпeрaтoрoв зaдeйствoвaнo лишь нeзнaчитeльнaя чaсть aвиaпaркa пeрeвoзчикoв. Ряд aвиaкoмпaний oпeрируeт всeгo 1-2 бoртaми при вeсьмa интeнсивнoм грaфикe пoлeтoв (oт 8 дo 15 чaсoв в вoздуxe зa сутки). Примeрнo пoлoвинa всex вoздушныx судoв, выпoлняющиx чартерные перелеты, имеет возраст свыше 20 лет, а средний возраст бортов в этом сегменте перевозки составляет 18.6 лет. В такой ситуации сбои полетных программ неизбежны.
Такой вывод сделали в Украинской Ассоциации туристических агентств, проанализировав флот украинских авиаперевозчиков, которые помимо регулярных рейсов выполняют и чартерные. За основу был взят реестр гражданских воздушных судов по состоянию на 4 июня 2018 года, а также данные сервиса flightradar24.com. Результаты говорят сами за себя: из 44 бортов МАУ лишь 5 обслуживают чартерные рейсы, из 15 бортов Розы Ветров — тоже всего пять. У таких перевозчиков, как Azur Air и SkyUp, в чартеры выполняют все имеющиеся в наличии самолеты, но их мало — только 3 и 2. Что же касается "возраста" самолётов, то в этом плане самый лучший показатель у SkyUp — в среднем всего пять лет. Но при этом оба борта этого перевозчика максимально загружены, возможности для оперативной замены пока нет. В этом плане может быть проще МАУ и Розе Ветров, но у них несравнимо более "возрастной" флот, средний возраст которого — 15.5 и 16.6 соответственно. К тому же не надо забывать о множестве регулярных рейсов, в которых задействована львиная доля их флота.
Возможно, все было бы и не так плохо, если бы не давняя проблема украинского рынка: несоответствие спроса и предложения. Из года в год туроператоры заявляют на массовых направлениях очень большой объём перевозки. На этом фоне часто проявляется второй момент: поломки воздушных судов. В случае, если не удается оперативно устранить неполадки, а взять резервный борт элементарно негде, возникают многочасовые сбои. А при отсутствии своевременного информирования об изменениях в расписании вылетов ситуация еще больше усугубляется.
Один из возможных путей решения проблемы прост, но не быстр: пополнение авиапарка современными бортами. И кое-кто такие шаги делает: МАУ буквально на днях пополнили свой флот третьим широкофюзеляжным дальнемагистральным самолетомBoeing 777-200ER, два новых борта в этом сезоне ожидают в SkyUp, кроме того, этот перевозчик заключил контракт на поставку пяти самолетов нового поколенияBoeing 737 MAX. Хотя поставка их ожидается только через пять лет.
Что же остается делать в теперешних реалиях? В УАТА рекомендуют знать о правах туриста при отмене или задержке рейса (регулируются Воздушным Кодексом) и информировать об этом туриста. В случае нарушения прав туристов необходимо направлять претензии туроператору. Например, в случае, если вылет состоялся не в те сутки, когда должен был по расписанию, надо требовать компенсацию суток отдыха. Предъявлять претензии можно также и авиакомпании. Впрочем, уже сейчас известно, что ряд агентств предпочел иной путь, написав жалобу в Департамент туризма и курортов. Реакция пока неизвестна, хотя, по мнению юристов, ведомство может разве что инициировать внеплановую проверку туроператора. И то, лишь в том случае, если вылет туристов задержался именно по вине туроператора, а не авиакомпании.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
В Бельгию полетит еще одна авиакомпания
Распечатка посадочного талона МАУ подорожает
Крупнейший аэропорт Стамбула имени Ататюрка закроют
Команда Мастер тура