Комплекс храмов Боробудур в Индонезии

Кoмплeкс xрaмa Бoрoбудур рaспoлoжeн в 42 км к сeвeрo-зaпaду oт гoрoдa Джoкьякaртa, стoлицы Цeнтрaльнoй Явы, и являeтся нaциoнaльнoй гoрдoстью Индoнeзии. Бoрoбудур — сaмaя крупнaя мoнумeнтaльнaя структурa Южнoгo пoлушaрия, трeтья из буддийскo-индуистскиx xрaмoвыx кoмплeксoв в мирe рaзмeрoм с Aнгкoр-Вaт в Кaмбoджe и Швeдaгoн в Бирмe.

В VII-VIII вв., Кoгдa Индoнeзия сильнo влиялa нa индийскую культуру, буддизм стaл ширoкo рaспрoстрaнeн в Цeнтрaльнoй Явe. И oкoлo 800 лeт, в эпoxу динaстии Sailendar, нaчaлoсь стрoитeльствo комплекса.

В строительстве храма участвовали тысячи рабочих, ремесленников и скульпторов. Только чтобы налить искусственный холм, на котором и вокруг которого был построен Боробудур, потребовалось около 75 лет. И строительство всего комплекса заняло более 55 тысяч кубических метров камня, сложенного без использования раствора.

Архитектурный дизайн строителей храма соответствует системе буддийского мировоззрения. В своем типе храм напоминает буддийскую ступу, однако, структуру, в которой квадратная многоступенчатая база играет особую роль, воспроизводя буддийскую модель мира — мандалу.

Центральным мотивом Боробудура является священная гора Меру — легендарный центр вселенной в древнеиндийской мифологии. Основание ступы квадратное, со стороной 118 м. Ступа имеет восемь ярусов: пять нижних квадратов (символизируют нижний мир), а три верхних — круглые (символизирующие верхний, духовный мир). На верхнем ярусе расположено 72 маленьких ступы вокруг большого центрального золота с диаметром 15 м и высотой 8 м, что символизирует золотой пик горы Меру. Каждая ступа в форме колокола. Внутри ступ есть 504 статуи Будды и 1460 барельефов на религиозные предметы.

Весь объем объекта составляет около 55 000 квадратных метров. Ступа построена из 2 000 000 каменных блоков.

«Проселочная дорога» длиной около 5 км ведет к вершине храма по спирали, последовательно обходя все восемь террас. Эта спираль ветров справа налево (движение слева направо означает путь к злу). К вершине храма ведут крутые лестницы, посредине каждой из четырех сторон. Высотные ворота с заостренными арками в верхней части образуют вход на каждую последующую террасу. На верхних террасах расположены несколько рядов рельефных каменных ступ. Внутри они пустые, и в каждом из них хранится фигура Будды, вырезанная из камня. Позиции рук фигур — мудры — соответствуют различным позициям и символам буддийских учений.

Паломник по пути от нижних ступенек к верхнему «понимает истину»: перед ним, как движение от подножия храма до ансамбля, ведущий ансамбль, главная ступа раскрывает историю жизни и учения Будды, иллюстрированную более 1500 каменных резных скульптур, рельефов и символов буддизма. Три уровня символизируют три области проживания — Камадхату (сфера страстей), Рупадхата (сфера форм) и Арупадхату (сфера без форм).

Рельефы первого яруса изображают сцены земной жизни воплощенного Будды. Рельефы следующего уровня рассказывают нам о пути жизни святых бодхисаттвы, ищущих просветления. Высшие сферы духовного знания представляют статуи сидящего Будды в нишах по краям балюстрад и Будды на круглых террасах, скрытых за решетчатыми стенами ступ. Только «внутреннее видение» верующего может их полностью увидеть. И, наконец, к вершине вершины ступы приходят как высшая ступень понимания.

Несколько сотен рельефов являются иллюстрациями к древнеиндийским эпическим сказкам о Рамаяне и Махабхарате, а также к различным сценам повседневной жизни Индонезии XI века: крестьянам в полевых работах, рыбацким лодкам в бушующем море, сценам военных действий , бытовые и жанровые сцены, танцы, обученные обезьяны. Среди каменного украшения Боробудура вы можете увидеть фигуры фантастических животных: Макара — нечто вроде гибрида слона и рыбы, а Кала, похожее на льва и обладающее магической силой, чтобы отгонять демонов. Их скульптуры украшены каменными водосточными желобами, а монстры пасут фигуры маленьких львов.

Первоначально все эти рельефы были раскрашены яркими красками. Но даже сегодня, по прошествии 12 веков, Боробудур, со всем разнообразием его остроконечных вершин, каменных скульптур и статуй Будды, остается выдающейся работой древнего искусства. Рельефы Боробудура впечатляют совершенством скульптурной техники, гармонией композиции, красотой образов. Многие детали рельефов представляют исторический интерес как оригинальные документы той эпохи. Например, изображения кораблей с парусами и рокерами рассказывают нам о навигации и торговле, которые связывали Индонезию с Индией и Китаем.

В течение сотен лет Боробудур лежал, покрытый вулканическим пеплом и заросший джунглями. Как этот уникальный памятник оказался забытым и заброшенным, пока не ясно. В середине 20-го века было высказано предположение, что после извержения вулкана Мерапи несчастья заставили жителей покинуть свою землю и искать другие места обитания. Извержение произошло в 1006 году, но многие ученые считают, что центр яванской цивилизации перебрался в Брантасскую долину еще в 928 году. В любом случае, почему люди покинули Боробудур, остается загадкой.

В 18 веке верхние террасы были лишь частично видны. Голландские колониальные экспедиции нашли другие памятники, но не упоминали о Боробудуре. Только в 1814 году лейтенант-губернатор Стэмфорд Раффлс обнаружил памятник во время британской оккупации острова во время англо-голландской войны. Когда он прибыл в Семаранг, он получил сообщение о том, что на холме обнаружено большое количество резных фигур. Голландский Корнелиус организовал экспедицию, собрал отряд из 200 человек и очистил памятник на полтора месяца. Его работа была продолжена другими в период с 1817 по 1822 год. С 1835 года была очищена верхняя часть памятника, и весь комплекс стал хорошо обследованным. В 1849-1853 годах художник Вилсен провел работу по рисованию рельефов. Его работы были отправлены в Музей античности в Лейдене. В 1873 году был сфотографирован комплекс. Тогда структура комплекса была совершенно неясной, и в 1882 году инспектор культуры предложил полностью разобрать памятник и поместить его в музей.

В течение двух столетий, которые прошли с момента открытия Боробудура, многие фрагменты памятника были взяты из Индонезии и теперь находятся в музеях разных стран. В 1907 году голландские археологи (во главе с Теодор ван Эрп) начали восстановление храма, но Боробудуру в течение долгого времени угрожали полным разрушением в результате оползня. Укрепление холма, на котором стоит храм, и крупные реставрационные работы были проведены в 1970-1980-х годах под эгидой ЮНЕСКО. Сейчас комплекс Боробудур является одним из объектов Всемирного наследия.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

  • Таинственный древний храм Кайлаша
  • Байон: древний храмовый комплекс из 200 улыбающихся лиц
  • Таинственный артефакт из Индонезии
  • Индонезийцы решили замуровать вулкан бетоном
  • Буддийская мантра
  • Комментирование и размещение ссылок запрещено.

    Комментарии закрыты.